Особенности воспитания детей в XXI веке

Привет XXI век! Век вопросов, ответов и сложнейшего выбора пути.

Сегодня мы с вами возьмемся определить и понять важнейшие вопросы, проблемы воспитания человека, и найти пути к их решению.

Воспитание ребёнка – не простой процесс. Многие родители задаются вопросами:



  • Как воспитать ребенка?
  • Какой путь для этого выбирать?
  • Что делать, чтобы из нашего ребенка вырос хороший человек?
  • Как оградить ребенка от негативных жизненных путей?
  • Как контролировать ребенка, при этом, не ущемляя его свободу и права?

К сожалению, большинство родителей задаются этими вопросами не своевременно, первоначально неверно выбранный подход к воспитанию, или противоречивое сочетание различных приемов воздействия, зачастую приводит к поведенческим проблемам детей.

ребенок с планшетом

Сегодня, многие родители стремятся к демократии, некоторые же принимают авторитарную позицию в воспитании ребенка. Особенно часто данный момент перевоплощается в проблему, если Отец и Мать ребенка расходятся во мнении. Или же наоборот, когда оба родителя с одной позиции могут переусердствовать.

Одни мамы, которые стремятся проявить мягкость, в то время как отец — жесткость, или иначе. Мать, обожая своего ребенка, опасается его баловать, а отец стремится дать свободу и балует ребенка, не считаясь с мнением и взглядами на данный вопрос супруги. Так же как и совместное принятие категоричной позиции, может негативно сказаться на процессе развития ребенка.

Повсеместная строгость, способна вызвать у ребенка ощущение тирании со стороны родителей, следствием может стать замкнутость или же наоборот протест на все, что его окружает. Так и вседозволенность может привести к печальным последствиям в жизни, особенно в тот момент, когда ребенок начнет переходить в самостоятельную жизнь.

Процесс воспитания чрезвычайно многогранен. В этом вопросе важно найти баланс между свободой будущей личности, и пониманием ее границ.

Возрастные особенности и социализация

Существует ряд этапов возрастного развития ребенка:

  1. Внутриутробный этап
  2. Младенчество (до года)
  3. Ранний детский этап (от года до трех лет)
  4. Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
  5. Младшая школа (от семи до двенадцати лет)
  6.  Старшая школа или подростковый этап (от двенадцати до шестнадцати лет)

Рассмотрим каждый из этапов подробнее

Внутриутробное развитие ребенка

Внутриутробное развитие ребенка

На данном этапе у ребенка закладывается фундамент психики и отношения к окружающему миру. Уже на четырнадцатой неделе развития плода, он уже запоминает и отличает тембр голоса мамы, и начинает отличать его от остальных, уже в этот период ребенок начинает воспринимать окружающих, перенимая эмоциональный фон матери при появлении отца, остальных родных и знакомых.

Младенчество

Этот этап можно разделить на два периода: новорождённый (до полугода) и грудничковый.
Новорождённый легко уязвимый и не защищен от внешней среды. В этот период важно правильно и внимательно ухаживать за ребенком, создавать комфортную окружающую среду и удобства.

После полугода ребенок активно изучает окружающий мир, учится поднимать голову, ползать, переворачиваться, сидеть. Ребенок воспринимает и изучает мир через тактильные ощущения, стремится все потрогать и попробовать.

С полугода ребенок проявляет интерес к цветам. Так же формируется осознание пространства. Взаимоприменяемости предметов друг к другу.

Ранний возраст

На данном этапе зарождается социальное взаимодействие с окружающими. Именно здесь проявляется начало стремления к независимости от родителей и самостоятельности. Уже в этот период ребенок способен отличать «можно» и «нельзя», а так же учится прогнозировать последствия действий и ситуаций. К трем годам, ребенок уже начинает осознавать себя как личность.

маленький ребенок

В период с двух с половиной до трех лет, зачастую проявляется «кризис трех лет». Он проявляется по-разному, здесь большинство детей экспериментируют с поведением. В основном это касается добычи желаемого результата любыми методами. Негатив, упрямство, агрессия…

Наступает время, когда ребенок начинает твердо строить причинно-следственные связи. Например, если ребенок попробовал устроить истерику в магазине и в итоге получил то, что хотел, в сознании ребенка устойчиво закрепляется понимание того, что этот метод сработал, и переубедить в дальнейшем его будет очень сложно.

Дети в этом возрасте стремятся, чтобы их действия и поступки были одобрены родителями.
Очень важный момент в этом этапе, развитие речи и мышления.

Игры – основная, уникальная особенность в этот период. Посредством игры ребенок учится познавать и моделировать этот мир, отношения с людьми, поведение в различных жизненных ситуациях.

Сложнейший вопрос воспитания ребенка порождает проблема детских страхов. Зачастую родителям кажется, что неприятности связанные со страхами детей легко проходят. По этому, им не уделяют должного внимания. В то время, как дети зачастую испытывают серьезные страхи, что может вызвать проблему!

Простая боязнь темноты способна перерасти в серьезное нервное расстройство или психологическое заболевание. Необходимо понимать, что, к детским страхам следует подходить дифференцировано, выяснять причины, работать с ними учитывая серьезность восприятия ребенком того или иного фактора.

Дошкольный период

дошкольный период ребенка



На этом этапе развития ребенка, закладываются и развиваются личностные качества характера человека, формируются механизмы и формы поведения. Проявляется стремление подражания авторитетам, кумирам.

В такой период вы можете сколько угодно много, объяснять ребенку, что кричать нельзя, но при этом сами на него накричите или в его присутствии будете кричать на супруга или кого-либо ещё, ребенок однозначно примет ваши слова как глупость, ведь вы сами делаете это. У ребенка активно развивается речь и отношения с ровесниками.

Так же именно в этот период следует уделить серьезное внимание к развитию психических процессов, таких как: память, мышление, внимание, усидчивость, воображение. В этом периоде формируется понимание ответственности. Проявляется способность делать логические выводы из собственных наблюдений.

К шести годам возможен новый кризис. У ребенка ускоряется рост, происходит изменение пропорций тела, растут постоянные зубы, изменяется поведение. Чаще всего преобладает демонстративная форма выражения. Резкие перепады настроения, проявление манер. В такой период ребенку очень важно внимание со стороны окружающих и первым делом родителей, часто занятые родители способны вызвать депрессивное состояние у ребенка в такой период.

Младшая школа

Младшая школа

В этом периоде ребенок делает первый и самый важный шаг в самостоятельную жизнь, родители частично теряют авторитет, так как впервые появляется новый наставник, который приходит им на помощь, это учитель.

Ребенок учится самостоятельно планировать и прогнозировать свою деятельность, распределять время, принимает новые социальные нормы и правила, активно развивает интеллект.

Этот период чаще всего протекает достаточно спокойно, у ребенка происходит социализация, прививаются нормы поведения, порядок правил, определение социального типа.

Старшая школа (подростковый этап)

подростковый этап

Этот этап, один из самых сложных, происходит переход из детской жизни во взрослую. Ребенок проходит для себя долгий и сложный путь в собственном развитии. Появляются внутренние конфликты, внешние разногласия, скрытое мышление, и становление личности.

Подростковый период очень бурный этап жизни ребенка, он стремится быть взрослым, но зачастую факты жизни развивают в нем чувство возрастной неполноценности. Ребенок, исходя из окружения, складывает нравственные идеалы и мировоззрения. Формируется самосознание, самооценка, критика, в этот период ребенок начинает изучать больше не окружающий мир, а самого себя, свое отношение к окружению.

Происходит этап полового созревания, меняется гормональный фон, что вызывает частые перепады настроения, эмоциональные взрывы. Часто возникают конфликты, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Главная трудность на этом этапе, это сложность оценки и понимания взрослой жизни, подросток стремится получить права взрослого, но при этом чаще всего отторгает ответственность и обязанности.
Не зря этот период называют «трудным», «опасным», «переходным». Поэтому остановимся на нем более детально.

подросток за компьютером

На дворе XXI век, подросткам доступны технологии, СМИ, социальные сети, что сильно влияет на их развитие, бесконтрольный поток информации как полезной, так и негативной, в одном котелке с нестабильной подростковой психикой могут породить поистине взрывоопасную смесь!

В этот период развития ребенок отторгает попытки контроля, но при этом требует к себе определенного внимания и заботы! Очень важно найти тонкую грань взаимоотношением с «взрослым ребенком». Лучший способ не потерять связь с подростком, но и не сбить его с самостоятельного пути к взрослению, это стать другом, соратником, оказать поддержку в любых начинаниях, в этот период аргумент, что вы взрослый, а он ребенок уже не работает, ведь ваш ребенок уже уверен, что он взрослый!

Поэтому направлять жизненный путь вашего ребенка наставлениями, скорее всего уже не получится. Действенней будет помочь переработать информацию вместе, и позволить ему сделать собственные выводы. При этом пускать на самотек такой период взросления ни в коем случае нельзя! В этом случае современный, сложный социум, может сыграть роль всадника апокалипсиса в жизни вашего потомка!

Все родители желают добиться успеха в воспитании ребенка, чтобы как итог, жизнь ребенка была счастливой и успешной. Чтобы семья следующего поколения была удачной, любящей, и счастливой. Но счастье, успех и благополучие – это не случайность или удача. Все это первым делом зависит от того, какие морально-этические нормы заложили родители в фундамент формирования личности.

Сегодня уже мало кто спорит с важностью вопроса о половом воспитании ребенка. Но в то же время, все стоят перед вопросом: когда начать и как это сделать?

Половое воспитание, важная составляющая нравственного воспитания личности, оно призвано содействовать формированию в сознании ребенка будущей роли родителя или супруга. В данном вопросе главное, определить момент возраста и готовности ребенка понимать, ту или иную информацию.

Главное! Нельзя забывать, что каждый человек в нашем с вами мире – это индивидуальная личность, и уникален он уже с рождения. Каждый этап развития проходит по-своему, у кого то раньше, у кого то позже. В одном этапе вопреки статистике может пройти без кризиса, при этом в следующем может случится иначе.

Не существует строгого алгоритма формирования личности, и четкого понимания, что будет в голове ребенка завтра. Важно не упустить тонкую грань связи с ребенком, которая граничит с излишним контролем с одной стороны и беспризорностью с другой.