Виды детских кризисов и как с ними бороться

Как правило, личность человека развивается и меняется на протяжении всей жизни. В определенные возрастные периоды происходят своего рода «прыжки», которые меняют модель поведения и уровень развития. Некоторые виды деятельности отходят на второй план, другие же занимают важное место.

Детские кризисные периоды в психологии называют кризисами эмансипации. Это означает отдаление от родителей, выход из-под их влияния. Для гармоничного развития малыша родителям важно знать, как обращаться с ребенком в момент кризиса.

Виды

м



Условно можно выделить следующие критические периоды детства:

  1. Биологический (появление малыша на свет): физически ребенок уже не является одним целым с мамочкой. На данном этапе важно предоставить максимальный комфорт в физическом плане, то есть своевременно кормить, прикладывать к груди, укладывать в теплую кроватку или возле мамочки. Рядом с этим может появиться лактационный кризис, сущность которого заключается в необходимости большего количества молока, чем вырабатывается у мамы. Важная рекомендация: как можно чаще прикладывайте ребенка к груди и соблюдайте режим кормления, не используйте пустышку.
  2. Психологический период, характеризующийся рождением личности, собственного «я». Этот период еще называют кризисом трех лет. Он является крайне важным, поскольку в это время происходит формирование воли. Родителям следует построить определенную стратегию действий.
  3. Социальный (сюда относят кризис семи лет и подростковый период). На этих этапах происходит социализация личности и занятие ею своего места в обществе.

Трехлетний кризис малыша: острые изменения

наказание

Первое, что должны понять взрослые: этот период имеет острое течение и никакой коррекции не поддается. Конечно, можно подавлять ребенка своей прочностью и властью, однако это приведет к разрушению волевых навыков, которые так необходимы для нормального существования в современном социуме. А вот предусмотреть и морально подготовиться к изменениям возможно. Проследите за первыми предкризисными «колокольчиками», которые связаны с познавательными функциями:

  • заинтересованность своим отражением в зеркале;
  • для девочек важным становится, какой внешний вид они имеют;
  • ребята остро реагируют на неудачи (например, когда не получается собрать конструктор) и тому подобное.

Впоследствии чего (примерно через 1-2 месяца) и наступает собственно кризис. А проявляется он следующими чертами.



  1. Упрямство. Ребенок настаивает не потому, что ему действительно чего-то хочется, а потому, что это он просит. Например, вы приобрели такую желанную куклу, а интерес к ней пропал очень быстро. Это говорит о том, что эта игрушка была лишь поводом заявить о собственной силе над родителями.
  2. Строптивое поведение (протест, бунт). Например, вы предлагаете малышу поиграть, а он отказывается, хотя через несколько минут сам увлекается игрой. То есть идея ребенку нравится, но для малыша главное — негативно среагировать на то, что это вы предложили.
  3. Беспредел. Малыш говорит: «Я сам!». Формируется самостоятельность и стремление доказать всем, что он может справиться без посторонней помощи.
  4. Обесценивание. Если до трех лет родители для ребенка — это все, то после трех лет ситуация кардинально меняется: малыш может даже дразнить и обижать родителей. То есть ему важно столкнуть взрослых с пьедестала почета. Так ребенок начинает понимать, что именно он является автором своей жизни. Если этого обесценивание не произойдет, ребенок вырастет зависимым и инфантильным. Главное — не перегнуть палку, поэтому родителям следует осторожно реагировать на такое поведение и пытаться найти компромисс.
  5. Деспотизм. Ребенок пытается все подчинять своим желаниям, ему хочется, чтобы все делали именно так, как он захочет. Особенно ярко такое поведение наблюдается в семьях с одним ребенком.

Положительные черты негативного поведения

девочка злится

Как бы устрашающе не звучало описанное выше поведение, все же и оно имеет другую сторону медали — положительную. У малыша формируется собственное мнение. То есть закладывается самостоятельность.

Свое первоначальное решение малыш отстаивает, учится быть верным ему, прикладывает максимум усилий для того, чтобы мир подчинялся его желанию. А это, в свою очередь, порождает волю.

У ребенка появляются собственные ценности и ориентиры. Родители должны тоже перестроить свое отношение: прекратить делать вместо ребенка то, что он сама в состоянии сделать.

Адекватная позиция родителей: не позволять заходить за рамки дозволенного и не препятствовать проявлению личности. То, что категорически запрещается малышу (что несет в себе опасность, например, играться инструментом) должно быть ограничено. И здесь нужно проявить напористость. Впрочем, важно и дать пространство, создать безопасную зону, где малышу можно все.

В это время психологи советуют сделать следующую таблицу:

  • категорически запрещается: трогать электрические приборы, остаться самому в полной ванне, бить других детей или взрослых;
  • можно делать совместно с взрослым: готовить еду, прыгать на детской площадке, играть с «взрослыми» вещами;
  • малышу разрешается делать самостоятельно: играть своими игрушками, рисовать на бумаге, кататься на игрушечной машине и тому подобное.

Родителям также важно иметь единую стратегию и не позволять делать то, что другой из взрослых запрещает. Для ребенка можно подать эту таблицу как «Свод правил нашего Царства», то есть не навязывать правила, а превратить их в интересную игру.